Страна:
Язык:
← Вернуться назад

Наталья Третьяк: «Сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая!»

Автор

Печатная версия Отправить по почте
Отправлено успешно!

Третий день Гайдаровского форума в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России выдался образовательным.  Говорили, естественно, о кризисе. Но если в том, что финансирование отрасли из-за него сократится, эксперты были единодушны, то в прогнозах относительно того, чем обернется безденежье, разошлись. Одни, как оказалось, надеются на смягчение бюрократического пресса и обретение школой былой свободы. Другие, напротив, опасаются усиления тотальной унификации.

- На школу обрушился вал проверок всех виданных и невиданных видов, включая те, о которых мы и не подозревали,- открыла дискуссию зампред правительства Ульяновской области, региональный министр образования и науки Екатерина Уба.- И если «наверху» говорят о необходимости снижения контролирующих функций, то до школы это доходит в неузнаваемом, а зачастую — в прямо противоположном виде. Может быть, хотя бы в условиях кризиса что-то изменится? Сейчас мы живем по принципу: «Деньги в обмен на результат». А надо, чтобы было так, как президент предложил недавно для бизнеса: «Свобода в обмен на результат». Не было за три года никаких нарушений — тогда в следующие три года никаких проверок!

Будет ли применен этот принцип к учебным заведениям, осталось неизвестным. Однако присутствующая на заседании первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк признала, что «сегодня административная нагрузка на образование — ужасающая, и цифры такие, что боюсь их здесь даже называть». Но методы борьбы с этим злом, по ее словам, есть. Многое зависит от готовности самих учителей и школы противостоять ненужной бюрократии. А вскоре часть проблемы решится за счет сайтов образовательных учреждений, откуда можно будет взять всю необходимую информацию, не напрягая ее сбором педагогов.

Вообще, кризис, как подчеркнул директор столичного Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский, это не только проблема, но и «катарсис для системы образования: денег скоро не будет, но может вернуться свобода». (А с ней, добавим, и новое снижение отчетности).

Правда, уверены в реальности такой перспективы, как оказалось, далеко не все: «Кризис поставил нас перед выбором - свобода или унификация,- заявил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Виктор Болотов.- Но ведь в условиях кризиса с унификацией проще: всех одеть в форму — школьников, студентов, а там и преподавателей; всех водить строем; ввести единые учебники. И такой сигнал уже идет». Так что здесь необходимо соблюдать тщательный баланс, подчеркнул он РОСВУЗу.

Плохо другое. Если вопрос о возможности освобождения образованцев от бюрократических пут еще ждет своего решения, то сокращение финансирования учебных заведений уже во всю дает о себе знать, констатировал научный руководитель Института образования Исак Фрумин: «Фонд оплаты труда занимает в расходах на образования все большую долю. И получается, что зарплаты педагогов растут, а вот, скажем, средств на расходники для принтеров или факсов нет, и их приходится покупать за свои деньги. Единственный способ сохранить достигнутый — притом, довольно высокий — уровень материального обеспечения школы - легализовать так называемые «родительские поборы». Другого  выхода нет: федеральный бюджет образования снижается на 10%, а, значит, в условиях инфляции реальные потери будут еще больше».

Серьезно недофинансируется и отечественное высшее образование, отметили участники дискуссии. Так, по оценке ректора Национального исследовательского университета-Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, на вузы у нас сейчас расходуется около 0,8% ВВП, между тем, как «у конкурентов России — 1,2-1,5% ВВП. А при таком голодном пайке своими силами нашим вузам с оптимизацией не справиться».

Действительно, как уточнил бывший министр финансов, а ныне декан факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Алексей Кудрин, «российские силовые структуры в 2015 году увеличили свой бюджет на 600 млрд руб., в 2016-м увеличат еще на 300 млрд, а в 2017-м — еще на 150: в общей сложности - на триллион». Между тем, «если мы хотим быть передовой страной и создать экономику знаний, финансирование наших вузов должно быть увеличено вдвое. А этого не происходит».

Впрочем, сокращение бюджетного финансирования в силу кризиса, как выяснилось на форуме, — не единственная беда. Даже те средства, что выделяются, сплошь и рядом расходуются неэффективно. Взять хотя бы статью бюджета, предусматривающую расходы на строительство автогородков, призванных, как считается, способствовать снижению детского травматизма на дорогах. На всю страну по данной статье предусматривается около 20 млн руб., между тем как строительство одного такого городка только в Якутии требует более 30 млн. Куда же реально пойдут эти деньги?

 

Получать новости ежедневно на E-Mail
Получать новости еженедельно на E-Mail
Поделись в соц.сетях
Комментарии для авторизированных пользователей

Источник:

Фото:

Последние новости
Вузы - 28 января 2020

Студенты поздравили друг друга с окончанием сессии юбилейными открытками

Почта России и МГУ им. Ломоносова организовали акцию, посвященную 265-летнему юбилею Московского университета. В честь события были выпущены эксклюзивные открытки двух видов.

Вузы - 24 января 2020

России не хватает вузов

А вот получать высшее образование Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал на местах, в регионах. При этом отметил, что у региональных сотрудников разных отраслей должна быть возможность непрерывного повышения квалификации в крупнейших столичных вузах.

Школы - 26 января 2020

Соколов: Дети должны бесплатно посещать кинотеатры для просмотра как современного, так и советского кино

Наряду с современными детскими фильмами школьникам также нужно показывать и советское кино. Дело в том, что многие дети не видели старых русских фильмов.

Школы - 27 января 2020

Директор школы, где ученик ударил учителя, уволился

Учителя, родители в дети на стороне уволенного директора. Это большой профессионал, добрый и порядочный человек»,- заявили участники акции РОСВУЗу. Однако реакция на нее столичного департамента образования и науки пока неизвестна.

До школы - 24 января 2020

В российское образование пришли два новых министра

Ни один из прежних глав министерств, ранее отвечавших в стране за образование — Ольга Васильева (Минпросвещения) и Михаил Котюков (Минобрнауки) - не вошли в состав нового правительства.

Школы - 25 января 2020

Более полумиллиона российских школьников приняли участие в олимпиаде по программированию Учи.ру

Завершилась бесплатная онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию для 1-х - 11-х классов. В соревновании приняли участие более 544 000 детей разных возрастов со всей России

Новости по темам

Голосование

21 сентября 2018 Вопрос от Росвуза
Нужно ли законодательно запретить использование мобильных телефонов в школе?
Да, это повысит уровень внимания детей и учителей. 51.2%
Нет, это ограничение прав ребёнка. 48.8%

Получение прав модератора страницы.


Заполните заявку. Мы свяжемся свами в ближайшее время.









Отправить

Ваш город ?

Выберите ваш город